Facebook: добавляйтесь в друзья

вторник, 27 октября 2015 г.

Гидрокосмос России


Фонд перспективных исследований и Российская Академия наук ведут комплексную работу по теме "освоение гидрокосмоса и шельфовых месторождений арктических морей". Гидрокосмос - это название пучины мирового океана. Цель этих исследований, ни много ни мало, создание целых подводных городов для добычи нефти и газа под ледяной шапкой Арктики. Что известно на сегодняшний день об этой секретной работе читайте далее:

Концепция добычи нефти и газа под многометровой толщей льда Арктики следующая: роботизированные суда разведки плавают подо льдом и находят месторождение. Далее к этому месту приплывает многомодульный комплекс, который отправляет туда роботов бурильщиков, обеспечивает связь и энергоснабжение, перекачку и обработку продукции. При этом, важная составляющая этого процесса: безопасность и экологичность. Т.к. бурение будет происходить без участия человека, этому должно уделяться первостепенное значение.
Какие же практические работы ведутся на сегодняшний день? Вице-премьер Дмитрий Рогозин написал большую статью о том, как Россия собирается покорять арктический Гидрокосмос и что делается на сегодняшний день. Вот основные факты:

1. Разведка
Институтом проблем морских технологий РАН был разработан морской робот-разведчик "Клавесин-1Р", с помощью которого и удалось провести картографирование, гидролокационную съёмку, рельефную съёмку и составить планшет. То есть, именно этот аппарат позволил в итоге закрепить за Россией шельфовый участок Охотского моря площадью 50 тыс км, который недавно мы защитили в ООН. Также Клавесин уже выполнил аналогичный спектр работ по исследованию глубоководного шельфа Арктики, на который активно претендует Россия.
Забавная история произошла с Клавесином в то время, когда он только проходил испытания. Ученые однажды полностью утратили связь с аппаратом и уже справляли по нему поминки, как неожиданно он всплыл на базе нашего Тихоокеанского флота. Оказалось, что это сработала система "возвращения домой" и аппарат самостоятельно приплыл в заданную точку без каких-либо команд с берега. Это высокие уровень робототехники учитывая, что произошла потеря связи, нештатная ситуация, но робот всё-таки смог самостоятельно выполнить задание даже при таких условиях.

2. Бурение
Лидерами в области бурения шельфовых месторождений являются сплошь западные компании, названия которых мало что говорят обычному читателю: Kongsberg, Vetco, Aker, Cameron и т.п. Ни одной российской компании. Однако, Дмитрий Рогозин в своей статье оптимистично пишет фразу "но это только пока". Собственно, на этом и заканчивается оптимизм, ни информации о том, кто занимается этими исследованиями и разработками, ни в какой стадии находятся эти работы. Что навевает на мысли о том, что этот вопрос будут решать в советском стиле, наподобие, как с атомным проектом и Рудольфом Абелем. Ну, хоть, главное результат, самим с нуля действительно слишком дорого разрабатывать такую сложную технику.
А вот сами буровые платформы Россия уже научилась делать. Например. небезызвестная платформа "Приразломная", которую так любят атаковать гринписовцы на своих утлых судёнышках, была полностью построена на нашем предприятии Севмаш, которое до этого строило только подлодки и военные корабли. В нулевые годы этот заказ фактически спас верфь, ведь денег тогда на оборонку выделяли ничтожно мало. То есть, можем делать, если захотим.

3. Энергетика в Арктике
Тем временем, чтобы вся эта красота работала, необходимо много электроэнергии. А где её взять в условиях крайнего севера? В 2016 году будет сдан первый в мире плавучий энергоблок малых мощностей. Это "Академик Ломоносов", который отправится морским путём на Чукотку, где в перспективе заменит Билибинскую АЭС и местную ТЭЦ. То есть, Ломоносов не просто вырабатывает электричество, но также и тепло. Два в одном - атомная теплоэлектростанция. Так что задел по атомной тематике хороший, но и этого мало для освоения гидрокосмоса Арктики подводными роботами.
Росатом предполагает разработку установок "интегрального" типа сверхмалой мощности, которые бы умещались в одном корпусе. При этом, срок службы таких аппаратов должен составлять не мене 6-8 лет, а период эксплуатационного обслуживания не менее чем год. Дмитрий Рогозин полагает, что к разработке таких аппаратов и систем мы "можем приступить уже сейчас". Так чего же не приступаем? Тем более, что конкуренты не дремлют: французская компания DCNS также ведёт разработки в этой области. И судя по данным "из компетентных источников", применяться эти установки согласно ТЗ будут в районах крайнего севера. А раз французы ведут такие сложные и дорогостоящие исследования, то нет сомнения в том, что западные компании также нацелены на арктические богатства.

Полный текст стать Дмитрий Рогозина можно прочитать здесь:  ссылка

Комментариев нет:

Отправить комментарий